Немного интересных фактов о буддизм

News image

Бытует мнение, что в нашем мире Будды рождаются периодически. Ког...

Новый Год в традиции тибетско-монго

News image

В традиции тибетско-монгольского буддизма Новый Год (тиб. Лосар, монг. Цагаалган) яв...


В Санкт-Петербурге, в Старой Деревне
Учение буддизма - Буддизм в странах мира

в санкт-петербурге, в старой деревнеВ Санкт-Петербурге, в Старой Деревне (Приморский пр., 91), стоит высокое здание, которое немедленно привлекает внимание своими пропорциями и символикой. Все в нем поражает воображение своей необычностью: сама форма здания с мощными,несколько наклоненными внутрь стенами, напоминающими неприступную крепость; загадочные восточные символы на фасаде; яркое, цветистое убранство интерьеров

Строгий монолит его северной стены вознесся над трехэтажным прямоугольным зданием, южный фасад которого украшен великолепным портиком с четырьмя гранитными колоннами. Гранитная облицовка, глазурованный кирпич и золоченые детали декора придают зданию своеобразный облик, в котором соединились суровая красота тибетской архитектуры и элегантность европейского стиля модерн начала XX века

Каким же образом оказался здесь, в Петербурге, буддийский храм, построенный в строгом соответствии с тибетским каноном? История складывалась так, что учение Будды распространялось в Бурятии, Туве и Калмыкии. В бурят-монгольских хрониках содержатся сведения о распространении буддизма в Забайкалье в XVII - начале XVIII в. В 1741 году правительством России был официально утвержден штат бурятских лам. Интересен тот факт, что русские императоры почитались в Забайкалье как воплощения Белой Тары, одного из самых милосердных божеств Буддийского пантеона. В XIX веке традиционным связям с Тибетом начала препятствовать бюрократическая волокита со стороны китайских властей. Возобновлению полноценных контактов между Россией и Тибетом всю свою жизнь посвятил ученый, бурятский лама Агван Лобсан Доржиев (1853-1938). Этот человек сыграл чрезвычайно важную роль в истории Буддийской церкви в России. Он и добился в 1909 году принципиального согласия Императора Николая II на строительство Буддийского храма в Петербурге. В конце апреля 1909 года началось строительство храма. Работами руководил специально избранный строительный комитет, в который входили академики В.В. Радлов и С.Ф. Ольденбург, князь Э.Э. Ухтомский, востоковеды В.Л. Котвич, А.Д. Руднев, известный буддолог Ф.И. Щербатской, архитектор Г.В. Барановский, художники Н.К. Рерих и В.П. Шнейдер. Автором первоначального проекта был молодой (тогда еще студент) гражданский инженер Н.М. Березовский, чей замысел был использован и развит талантливым русским зодчим Г.В. Барановским, для которого он стал последней крупной работой. Вероятно, над проектом работал и лично Агван Доржиев, прекрасно знакомый с тибетской архитектурой. Стоимость постройки по предварительной оценке Доржиева не должна была превысить 90 тыс. рублей. Из них 50 тыс. обещал пожертвовать Далай-лама Тибета, 30 тыс. - Доржиев, еще 10 тыс. предполагалось собрать среди бурят и калмыков. Оценка Доржиева, однако, оказалась заниженной. В смете, утвержденной строительным комитетом 16 ноября 1909 года, приводилась значительно большая сумма - 151 694 рубля, но и она была фактически перекрыта. Работы велись силами местных каменщиков и отчасти рабочих из Костромской губернии, которые даже не знали, что строят. Строительными работами руководил сам архитектор Г.В. Барановский; ход их выполнения контролировал некто Вампилов - доверенное лицо Доржиева, проживавший с весны 1911 года в его доме. Следует отметить, что, несмотря на стремительные темпы, постройка храма в целом велась без должного порядка, хаотично. Сказывалось отсутствие опыта у ее организаторов. Так, нередко случались кражи материалов, денежные счета фирм-поставщиков не оплачивались в срок и т.д. Все это привело к серьезным трениям между архитектором и строительным комитетом. В конце 1911 года Барановский устранился от дальнейших работ, и завершил постройку храма архитектор Р.А. Берзен, приглашенный Доржиевым как автор проекта деревянного буддийского храма в Верхоленском уезде Иркутской губернии. Буддийская архитектура Забайкалья была подвержена влиянию монгольской и китайской традиции. Единственный храм в России, полностью соответствующий тибетскому канону, - это Санкт-Петербургский храм. Здание тибетского соборного храма (цокчэн - дуган) предназначено для ежедневных монастырских служб и это одновременно - храм-школа, где ламы собираются для занятий. Вход в храм традиционно обращен на юг. В южной части дугана находится главное помещение для собрания духовных лиц (большой зал молебствий), которое освещается через застекленный просвет, специально устроенный в перекрытии (световой фонарь). Над этим залом находится тех же размеров второй этаж, которого нет в тибетских дуганах. Северная часть дугана, гонкан, считается наиболее священной - здесь располагается алтарь с изваянием Большого Будды. Перед алтарем ставится трон главного ламы, а между колонн вдоль храма размещаются сидения для лам. Все элементы традиционной буддийской символики были изготовлены в Восточном Тибете и подарены Петроградскому храму в 1915 году. В архитектурном решении здания видны следы не только тибетской традиции. Восточные прототипы были существенным образом переосмыслены в духе европейской архитектуры и строительной техники. Европейским влиянием объясняется, например, устройство вестибюля, лестничных клеток в южной части храма. Климатические особенности Петербурга обусловили и применение системы центрального отопления. Северный модерн определил выбор материалов для отделки фасадов (разные сорта грубоколотого гранита, облицовочный кирпич, глазурованная плитка), что придавало зданию характерный петербургский облик. Модерн наложил отпечаток и на оформление интерьеров: обращают на себя внимание красивые цветные витражи плафона и ограждения светового проема с буддийскими символами, а также выложенный многоцветными плитками пол в главном зале. Невысокий шпиль, функционально эквивалентный куполу православной церкви, (высотой около 4 метров) из золоченой меди - ганчжира, что в переводе с санскрита означает полный сокровищ , - напоминает по форме вазу с вытянутым горлом . Он традиционно устанавливается на кровле гонкана и при освящении храма наполняется священными текстами, откуда и происходит его название. Ганчжира Петроградского буддийского храма был демонтирован в ноябре 1939 года. На углах кровли установлены фигуры победоносного знамени . Они имеют форму закрытых с обеих сторон цилиндров и при освящении храма также заполняются печатными молитвами. Крыша портика была украшена золоченым изображением восьмирадиусного колеса Учения и стоящими по обе стороны от него ланями - символами первой проповеди Будды. Лани, самец и самка, означают существ обоего пола, которые внимают Учению с чистым сердцем кротких ланей . Во фризе храма были установлены толи (золоченые диски, магические зеркала), призванные отпугивать злые силы. Строительство собственно здания храма было закончено к 1913 году и 21 февраля состоялась первая служба, посвященная 300-летию династии Романовых. Внутренняя отделка Храма продолжилась и после 1913 года. В художественном оформлении храма участвовали русские и бурятские специалисты. Среди последних следует назвать резчика по дереву Ринчина Занхатова, художника из Аги Осора Будаева, знатока тибетской культовой архитектуры Гылык-Чжамцо Цыбакова. Церемония торжественного освящения храма состоялась 10 августа 1915 года

Окончание постройки, совпавшее с началом регулярных богослужений в храме, имело большое культурное значение. В начале нашего века в европейской части России интерес к буддизму заметно возрос. Возможность контактов с живой традицией Гелугпа, которую представляли ламы Петербургского храма, и работы знаменитых ученых-востоковедов создали необходимую почву для распространения идей буддизма. В 1919 году в Петрограде состоялась Первая буддийская выставка. Однако в том же году храм подвергся варварскому разграблению. Похищены были практически все предметы, имевшие какую-либо ценность: медные, бронзовые и позолоченные статуэтки, серебряные жертвенные вазы и чашки, драпировки из китайской парчи, посуда и мебель, меха и материи. Погромщики разбили Большого Будду (в нем искали скрытые сокровища), варварски уничтожили храмовую библиотеку. Собранные Доржиевым архивные документы, освещавшие взаимоотношения России, Англии, Тибета и Китая за последние 30 лет, бесследно исчезли. Агвану Доржиеву пришлось применить всю свою волю и ум, чтобы реставрировать его, несмотря на экономические трудности революционного периода. В 1929 г. деятельность буддийской церкви Забайкалья была практически парализована новым антирелигиозным законом. В 1935 г. преследования буддийского духовенства начались и в Ленинграде. В 1937 г. в результате арестов и расстрелов буддийская община при храме перестала существовать. В ноябре 1937 г. восьмидесятипятилетний Агван Доржиев был арестован в Бурятии. Он скончался в январе 1938 г. в тюремной больнице города Улан-Удэ. В том же году Ленинградский буддийский храм был закрыт, и здание его стали занимать различные государственные учреждения. В годы войны в бывшем храме размещалась военная радиостанция. Одновременно она служила станцией наведения для советских самолетов. Как рассказывает ленинградский краевед Г. Ефремов, с помощью этой радиостанции поддерживалась связь города с Большой землей. В качестве антенны использовался металлический трос, один конец которого цепляли за трактор во дворе храма, а второй поднимали на воздушном шаре. Имеются сведения о том, что в подвалах здания в эти годы изготавливались гранаты. Впоследствии, вплоть до 1960 г., радиостанцию применяли как глушилку

25 ноября 1968 г. здание было взято под государственную охрану как памятник архитектуры местного значения . Это обстоятельство, однако, никак не повлияло на его судьбу. Перемены наметились лишь в начале 80-х гг., когда Ленгорисполком принял решение передать здание в аренду Музею истории религии и атеизма. Но музеем храм так и не стал (вернее, не успел стать). 9 июля 1990 года решением исполкома Ленгорсовета храм был передан буддийской общине верующих. В настоящее время храму возвращено его историческое название, которое в переводе с тибетского означает Источник святого Учения Будды, сострадающего ко всем . Общине храма предстоит огромная работа по воссозданию храма как евроазиатского центра буддийской религии и культуры.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

15-й Кармапа Кхакхьяб Дордже (1871-1922)

News image

Кхакхьяб Дордже родился на десятый день восьмого месяца года железного барана (1871) в селении Шелкар провинции Цанг, в центральном Тибете. После рождения он устремил взор в ...

ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ

News image

Это магическая мантра, которая состоит из шести самостоятельных слогов. Она считается самой популярной в буддистских странах. Буддисты всех национальностей, перебирая чётки, произносят эту мантру. Встретить ...