Колесницы. Буддизм

News image

Обретя просветление, имел возможность тотчас покинуть этот мир, но выбрал ос...

Влияния на культуру Тибета

News image

Фактически, вся история Тибета связана с приходом и развитием буддизма. Пр...


Цам, или Чая
Учение буддизма - Буддизм в странах мира

цам, или чаяБуд­дизм, неизменно чуткий к космическим ритмам, не мог не ока­зать сильного воздействия на многие календарные системы в тех странах, где он утверждался. Неизбежно окрасил он и многие празд­ники, которые выступали главными вехами в годовых природных циклах.

Влияние буддизма ощущается уже в праздновании Нового года — самого первого и главного праздника, который отмечал смену одного временного цикла другим и праздновался с глубокой древности все­ми народами без исключения. В Китае его встречали на исходе зимы, в преддверии весеннего пробуждения природы. Все новогодние обря­ды были проникнуты стремлением очиститься от груза прошедшего года и отрыть себя будущему, т. е., по сути, вполне буддийским на­строением. Китайцы начинали готовиться к Новому году с восьмого дня последнего месяца по лунному календарю.

Эта дата в их религиозном календаре прочно связана с буддиз­мом. Монахи в этот день совершали церемонию омовения статуи Будды и готовили особое постное кушанье — «кашу семи сокро­вищ», или «кашу восьмого дня ла», лабаджоу. В состоятельных до мах хозяйки использовали для ее приготовления более двадцати компонентов: зерна разных злаков; старый рис, долго хранившийся в кладовой; финики, миндаль, кедровые орехи, бобы, каштаны, горох и многое другое. Готовую кашу раскладывали по чашкам, посыпали ее сахарной пудрой и корицей. Первую чашку ставили на алтарь предков, часть каши посылали родственникам и друзьям. По леген­де, кашу лабаджоу впервые приготовила несчастная мать, у которой был непочтительный сын, вынудивший ее просить подаяние у сосе­дей. Народное сознание связало это блюдо с бодхисатвой в женском образе по имени Гуаньинь, очень популярным в Китае божеством. По преданию, она преподнесла такую кашу отцу перед тем, как уйти в монахини. К всемилостивейшей богине Гуаньинь обращались и во время новогодних молебнов. Взывали также к девяти буддам неба и земли. Для бедняков же зачастую изображение всех богов заменяла бумажка с начертанным на ней иероглифом «Будда». В середине первого месяца года, т. е. в период первого полнолу­ния, китайцы и соседние народы традиционно отмечали Праздне­ство первой ночи. Оно было кульминацией празднования Нового года и одновременно его завершением. Первое полнолуние года отмечали иллюминацией из множества масляных светильников самых разных размеров, форм и расцветок, и потому Празднество первой ночи называлось также Праздником фонарей. Яркие и ма­стерски сделанные, они висели у каждого дома, каждой лавки, каждого храма. Буддисты считали эти горящие фонари символом светоча истины Будды. По легенде, император династии Лян У-ди (VI в.) как-то раз решил именно в этот день испытать истинность религий, буддизма и даосизма, и велел бросить в огонь священные писания их обеих. Нетрудно догадаться, чем заканчивается буд­дийская легенда: даосские сочинения сгорели дотла, а буддийские остались целы и невредимы. В Корее в дни Нового года буддийские монахи покидали свои уединенные горные монастыри и спускались в близлежащие де­ревни. Они останавливались перед каждым домом, били в бараба­ны, славословили Будду и вручали хозяевам в знак благословения несколько испеченных в храме лепешек, а те в ответ одаривали их деньгами и рисом. В Монголии после утверждения там буддизма Новый год был объявлен праздником шестнадцати чудес Будды. В эти дни соверша­ется церемония очищения и покаяния лам, умилостивления богов-защитников религии и восхваления чудес, совершенных Буддой. В Тибете буддийские праздничные обряды также вобрали в себя многие народные обычаи. Так, в канун Нового года совершают очистительные церемонии, чтобы благополучно перейти из старо­го года в новый. Каждая семья печет из теста фигуру линга, заво­рачивает ее в ткани, украшает монетками и заклинает духов горя войти в эту фигурку. В последний день года приглашают ламу из соседнего монастыря, чтобы тот унес фигурку из дома или лучше вообще из селения и выбросил ее, тем самым магически избавив семью от всех возможных бед. Духов беды изгоняют и сообща, всей деревней, а потом монахи в монастыре завершают церемонию изгнания «мертвого» года. Но самым впечатляющим новогодним праздником в Тибете яв­ляется Цам, или Чая. В других странах его обычно устраивают летом. Но во всех случаях его связывают с праздниками буддий­ского календаря.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Первый приезд Кармапы Тхайе Дордже в Евр

News image

Когда 17 Кармапа Тхайе Дордже прибыл в аэропорт 2-го января, его тепло приветствовали представители центров Алмазного Пути со всего мира. Затем он отправился в вуппертальский це...

Ежедневная практика

News image

Все перемены происходят в лучшую сторону, и этим результатом нас однозначно снабжает практика медитации. Исходя из чего, они зависят лишь от того, будем мы зан...