Расцвет Сакьяпы

News image

В 1207-м году, тибетцам удалось узнать, что монголы, которые были ...

Некоторые духовные учителя тибетско

News image

В русле северного буддизма сложились представления о Шамба­ле, прибежище богов и ...


Четыре благородные истины
Учение буддизма - Буддизм в странах мира

четыре благородные истиныСердце учения Будды лежит в Четырех Благородных Истинах (Арьясаччани), которые он изложил в самой первой своей проповеди к своим старым соратникам, пяти аскетам в Исипатане (современный Сарнатх) вблизи Бенареса. В этой проповеди, как она изложена в первоисточниках, эти четыре Истины даны вкратце.

Но в ранних буддийских писаниях есть бесчисленное множество мест, где они объясняются снова и снова в больших подробностях и разными способами

1.Дуккха, страдание

2.Самудая, возникновение или происхождение дуккха

3.Ниродха, прекращение дуккха

4.Магга, путь, ведущий к прекращению дуккха

Первая Благородная истина утверждает, что основной характеристикой человеческого существования является дуккха, то есть страдание и разочарование. Разочарование коренится в нашем нежелании признать тот очевидный факт, что все вокруг нас не вечно и преходяще. Все вещи возникают и исчезают - говорил Будда, и в основе учения буддизма лежит представление о том, что текучесть и изменчивость - основные свойства природы. По мнению буддистов, страдание возникает в том случае, если мы начинаем сопротивляться течению жизни и стараемся удержать некие устойчивые формы, которые, будь это вещи, явления, люди или мысли, все является Майей. Вторая Благородная истина разъясняет причину страданий, называя ее тришна , то есть привязанность . Это бессмысленна привязанность к жизни, проистекающая из невежества, называемого буддистами авидья . Вследствие своего невежества мы пытаемся разделить воспринимаемый нами мир на отдельные и самостоятельные части, и таким образом воплотить текучие формы реальности в фиксированных категориях мышления. До тех пор, пока мы рассуждаем так, нас ждет разочарование за разочарованием. Стараясь устанавливать отношения с вещами, которые кажутся нам твердыми и постоянными, являясь, тем не менее, преходящими и изменчивыми, мы попадаем в порочный круг, в котором любое действие порождает дальнейшее действие, а ответ на любой вопрос ставит новые вопросы. В буддизме этот порочный круг известен как САНСАРА, круговорот рождений и смертей, движущей силой которого является КАРМА, непрекращающаяся цепочка причин и следствий

Согласно Третьей Благородной истине, можно прекратить страдания и разочарования. Можно покинуть порочный круговорот САНСАРЫ, освободиться от уз КАРМЫ и достичь состояния полного освобождения, которое называется НИРВАНА. В этом состоянии уже не существуют ложные представления об отдельном я , и постоянным и единственным ощущением становится переживание единства всего сущего. НИРВАНА соответствует МОКШЕ индуистов и не может быть описана более подробно, так как это состояние сознания лежит вне области интеллектуальных понятий. Достичь НИРВАНЫ означает пробудиться, то есть стать Буддой

Четвертая Благородная истина указывает средство избавления от страданий, призыва следовать Восьмеричному Пути самосовершенствования, которое ведет к достижению состояния Будды. Этот Срединный Путь, лежащий на равном удалении от противоположных крайностей, состоит из восьми шагов: 1. Правильное Понимание (Самма диттхи), 2. Правильная Мысль (Самма санкаппа), 3. Правильная Речь (Самма вача), 4. Правильное Действие (Самма камманта), 5. Правильный Образ Жизни (Самма аджива), 6. Правильное Усилие (Самма ваяма), 7. Правильная Внимательность (Самма сати), 8. Правильное Сосредоточение (Самма самадхи). Эти восемь составляющих нацелены на продвижение и совершенствование в трех основах буддийского воспитания и обучения, а именно:

(а) НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ (СИЛА), (б) ПОДЧИНЕНИЕ УМА (САМАДХИ) и (в) МУДРОСТЬ (ПАННЯ). В НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ (СИЛА),

основанное на любви и сострадании, включены три составляющие Благородного Восьмеричного Пути, а именно: Правильная Речь, Правильное Действие и Правильный Образ Жизни. Правильная Речь означает воздержание от лжи, от клеветы, злословия и речи, могущей вызвать ненависть, разобщенность и разлад среди отдельных личностей или групп людей, от резкой, грубой, невежливой, злобной и оскорбительной речи, и от пустой, глупой, бессмысленной болтовни и сплетен. Если не можешь сказать что-нибудь полезное, то следует хранить благородное молчание .

Правильное Действие нацелено на способствование нравственному, достойному и мирному поведению. Оно увещевает нас воздерживаться от разрушения жизни, от воровства, от бесчестных взаимоотношений, от незаконных половых сношений, а также помогать другим правильно вести мирную и достойную жизнь. Правильный Образ Жизни означает необходимость воздерживаться от добывания средств к существованию посредством занятия, которое наносит вред другим, таким как торговля смертоносным оружием, опьяняющими напитками, ядами, убийство животных, мошенничество и т.д., и необходимость обеспечивать себе существование занятием, которое честно, безупречно и не вредит другим. Здесь можно ясно видеть, что буддизм прочно противостоит всем видам войны, объявляя торговлю смертоносным оружием злом и неправедным средством существования. Следующим идет ПОДЧИНЕНИЕ УМА (САМАДХИ), в которое включены три другие составляющие Восьмеричного Пути, а именно: Правильное Усилие, Правильная Внимательность и Правильное Сосредоточение. Правильное Усилие - это энергичная воля предотвратить возникновение неблагих и вредных состояний ума, и избавиться от таких неблагих и вредных состояний, что уже возникли в человеке, а также производить, вызывать возникновение тех благих и полезных состояний ума, что еще не возникли, и развивать и доводить до совершенства уже присутствующие в человеке благие и полезные Правильная Внимательность - это тщательно осознавать, быть внимательным по отношению к деятельности тела (кая), ощущениям или чувствам (ведана), и деятельности ума (читта) и идеям, мыслям, понятиям и вещам (дхамма). Третья и последняя составляющая Подчинения Ума - это Правильное Сосредоточение, ведущее к четырем ступеням Дхьяна, обычно называемых трансом или успокоением. На первой ступени Дхьяна отбрасываются страстные желания и такие вредные мысли, как чувственная похоть, злоба, леность, беспокойство, озабоченность и скептическое сомнение, и поддерживаются чувства радости и счастья вместе с некоторой умственной деятельностью. На второй ступени подавлена всякая рассудочная деятельность, развито спокойствие и однонаправленность ума, и ещё сохраняются чувства радости и счастья. На третьей ступени являющееся активным ощущением чувство радости также исчезает, тогда как всё ещё остается счастливое расположение духа в дополнение к внимательной невозмутимости. На четвертой ступени Дхьяна исчезают все ощущения, даже ощущения счастья и несчастья, радости и страдания, и остается лишь чистая Две оставшиеся составляющие, а именно Правильное Понимание и Правильная Мысль слагают МУДРОСТЬ. Правильная Мысль означает мысли самоотверженного отречения или непривязанности, мысли любви и мысли ненасилия, которые распространяются на все существа. Здесь очень интересно и важно отметить, что мысли самоотверженной непривязанности, любви и ненасилия собраны на стороне мудрости. Это ясно показывает, что истинная мудрость наделена этими благородными качествами, и что все мысли эгоистических желаний, злобы, ненависти и насилия являются следствием недостатка мудрости - во всех областях жизни, будь то личная, общественная или политическая. Правильное Понимание - это понимание вещей как они есть, и это Четыре Благородные Истины объясняют вещи как они есть на самом деле. Поэтому Правильное Понимание сводится в конечном итоге к пониманию Четырех Благородных Истин. Это понимание есть высшая мудрость, которая видит Конечную Действительность. Согласно буддизму, есть два вида понимания: то, что мы обычно называем пониманием, - это знание, накопленная память, рассудочное схватывание предмета в соответствии с определенными полученными данными. Это называется знание в соответствии (анубодха). Оно не очень глубоко. Истинно глубокое понимание называется проникновение (пативедха), видение вещи в ее истинной природе без имен и ярлыков. Это проникновение возможно, лишь когда ум свободен от всех загрязнений и полностью развит посредством созерцания. Из всех четырех благородных истин именно восьмеричный благородный путь составляет главное своеобразие буддизма. Будда не просто говорит о возможности освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый человек собственными силами, без помощи Будды, способен достичь свободы и сам стать буддой. Все это очень отличается от других известных религий - ни одно религиозное учение не признает, что человек может своими усилиями сделать себя богоподобным существом. Будда рассматривал свое учение не как последовательную философскую систему, а как средство достижения просветления. Его высказывания об этом мире имеют одну задачу - подчеркнуть непостоянство всего сущего. Он предостерегал последователей от слепого почитания каких-либо авторитетов, включая и себя самого, говоря, что может лишь указать путь к Буддовости, в то время как каждый волен сам решать, идти ли по этому пути, прилагая свои собственные усилия. Последние слова Будды на смертном одре характеризуют все его мировоззрение и учение. Перед тем, как покинуть этот мир, он сказал:

Разложение-удел всех составленных вещей. Настойчиво трудитесь

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Сертификат, выданный Буддийскими Институ

News image

Сертификат, выданный Буддийскими Институтами Гьялва Кармапы С 1969 до 1981 г Оле Нидал получил Прибежище, обеты Геньен, обет Бодхисаттвы и множество посвящений Ваджраяны и объяснений от...

Правильная поза в медитации

News image

Роль тела во время медитации служит в качестве опоры уму, при этом предоставляется ему шанс, на то чтобы сосредоточится. Исходя из этого хорошая поза для...