Новый Год в традиции тибетско-монго

News image

В традиции тибетско-монгольского буддизма Новый Год (тиб. Лосар, монг. Цагаалган) яв...

Российские буддисты выразили возмущ

News image

Сообщения о применении насилия со стороны вооруж eнной милиции и ар...


Anatman
Библиотека - Центральная концепция буддизма и значение термина дхарма

Термин anatman обычно переводится как не-душа , но, в действительности atman здесь синоним личности, ego, Я, индивида, живого существа, сознательного деятеля и т.п76. Лежащая в основе этого идея такова: что-либо, охарактеризованное всеми этими наименованиями, не является реальным и конечным фактом (явлением), это лишь наименование множества взаимосвязанных явлений, которые буддийская философия стремится проанализировать, сводя их к реальным элементам (dharma). Это бездушие (nairatmya) лишь негативное выражение, несомненный синоним для обозначения существования конечных реальностей (dharmata)77. Буддизм никогда не отрицал существования личности или души в эмпирическом смысле, он лишь считал, что это не было конечной реальностью (не dharma). Буддийский термин для индивида, термин, имеющий намерение внушить различие между буддийским взглядом и другими теориями, будет santana, т.е. поток взаимосвязанных явлений. Он включает ментальные элементы, а также и физические элементы собственного тела, и внешние объекты, поскольку они образуют опыт данной личности. Представители 18 категорий (dhatu) элементов взаимокомбинируются для образования этого взаимосвязанного потока. Имеется особая сила, называемая prapti, которая держит комбинацию этих элементов. Она действует лишь в границах одного потока, но не вне его. Этот поток элементов, удерживаемых вместе, не ограниченный настоящей жизнью, но имеющий корни в прежних существованиях и свое продолжение в будущих, является буддийским двойником души или Я других систем.

Логическим следствием отрицания субстанции будет и отрицание всякого различия между категориями субстанции и ее качеством. Нет никакой присущности качеств в субстанции; в этом разрезе все реальные элементы одинаково независимы. Как отдельные сущности они делаются потом субстанциями sui generis. Васубандху говорит: Все, что существует, является субстанцией 78. Элемент – это нечто, имеющее свою собственную сущность 79 – таково общеупотребительное определение. Каждой единице качеств соответствует тонкий элемент (dharma), который или непосредственно себя проявляет, или, по учению сарвастивадинов, оставался навсегда трансцендентальной реальностью, вызывающей реакцию (karitva, lakshana), которую мы ошибочно понимаем как качество. Все чувственные данные (rupa) суть субстанции в том смысле, что нет вещества, к которому бы они относились. Если мы говорим: Земля умеет запах и т.д. , то это лишь несоответствующее выражение; мы должны бы сказать: Земля есть запах и т.д. , поскольку, кроме этих чувственных данных, нет абсолютно ничего, к чему было бы приложено это наименование80. Этот же принцип приложим и к ментальной сфере; нет духовной субстанции, отдельной от ментальной сферы; нет духовной субстанции, отдельной от психических элементов, или способностей, понимаемых как тонкие реальности или субстанции sui generis, почти такого же характера, как элементы материи81.

Нет души, отдельной от ощущений, идей, волевых актов и т.д.82. Поэтому термин элемент служит техническим выражением для не-Я83 [16].

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Нёндро Основополагающие Упражнения

News image

Путь к правильному пониманию пустоты, влекущему за собой чувство свободы и большого простора, состоит из строительства двух факторов. Первый - накопление в хранилищах сознания непоколебимых, по...

Где купить книги издательства Алмазный

News image

Где купить книги издательства Алмазный Путь ? Интернет-магазин Дом Книги , Площадь Ленина, 3. Букинист , ул. Шубина, 20. Гармония , ул...