Некоторые люди также ошибочно тракт

News image

Весной 1990 г. д-р Александр Берзин, американский исследователь, изучающий труды ти...

Карма - закон причины и следствия

News image

Закон Кармы говорит о том, что наше положение в настоящем оп...


АЛАМБАНА
Библиотека - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Объекты сознания

и их распределение в пределах 121 класса сознания

Деление классов сознания в соответствии с их объектами представлено тремя основными группами:

I. В первой основной группе:

Двадцать пять классов более низких (т.е. ограниченных) объектов (паритталамбанани), которые включают все классы сознания, не имеющие коренных причин (ахетука: I.B. 1×15, 16, 18), исключая сознание, возникающее на основе врат разума (I.B. 17) и реактивные классы сознания, обусловленные благими коренными причинами (I.C. 9×16).

Тридцать один класс, охватывающий все типы объектов (саббаламбанани).

Тридцать пять классов более высоких (т.е. неограниченных) объектов (махаггата-паннатти-ниббаналамбанани).

II. Во второй основной группе шесть классов могут иметь все (сабба) объекты без исключения ; пять классов – все, за исключением объектов сознания Пути и Плода Архатства (арахатта-магга-пхала-виджджита-саббаламбанани) ; двадцать классов – все объекты, за исключением сверхмирских объектов (локуттара-виджджита-саббаламбанани) .

первая из этих трех подгрупп содержит исключительно кармически неактивные классы: классы сознания, возникающие на основе врат разума (I.B. 17); четыре неактивных класса сознания, обусловленного благими коренными причинами, связанного со знанием (ньяна-сампайутта: I.C. 17, 18, 21, 22) и пять состояний неактивного сознания Чистой Формы (II. С. 15);

вторая подгруппа содержит исключительно благие активные классы, а именно: соответствующие четыре класса камалока – сознания, связанного со знанием (I.C. 1, 2, 5, 6) и пять состояний кармически благого сознания Чистой Формы (II.A. 5);

третью подгруппу составляют двенадцать неблагоприятных (I. А. l×12) и восемь кармически активных и неактивных классов, обусловленных благими коренными причинами и не связанных со знанием (I.C. 3, 4, 7, 8 и 19, 20, 23, 24).

III. В пределах третьей основной группы выделяются тридцать пять классов более высоких объектов, вновь подразделяемых на три подгруппы:

объекты второго и четвертого состояний арупа-джханы ( бесконечность сознания и ни восприятие, ни не-восприятие ) называются развернутыми (махаггата; увеличенными, развитыми);

остающиеся шесть классов арупавачара-читтани, а именно: три класса бесконечности пространства и три класса отсутствия чего бы то ни было ( не-вещь-ность ), так же как и пятнадцать классов сферы Чистой Формы (таким образом всего 21), – имеют в качестве своих объектов идеи репрезентации или (лучше) интуитивные идеи (паннаттал-амбанани);

объектом восьми сверхмирских классов является ниббана.

Деление арупа – объектов на интуитивные и развернутые имеет своим основанием тот факт, что бесконечность пространства и не-вещь-ность являются непосредственными переживаниями, тогда как следующие два состояния и их объекты развертываются на их основе. Первым арупа – объектом является интуитивно репрезентируемая идея (паннатти) пространства (акаса), которая значительно превосходит обычное понятийное (концептуальное) мышление. Третьим арупа – объектом является подобным же образом усиленная и переживаемая идея не-вещь-ности ( отсутствия чего бы то ни было ). Однако во второй и четвертой арупа-джханах в качестве объекта сознания выступает переживание предшествующего состояния. Таким образом, первое является объектом второго состояния, и третье – объектом четвертого состояния.

Термин паннатти, который часто переводится как концепт ( понятие ), показывает в этой связи, что его значение не ограничивается логической абстракцией, но включает идеи в значении – ментальные образы (греч.: эйдос) или символы внутреннего переживания (опыта). Это подтверждается также и тем фактом, что видимый пост-образ (патибхага-нимитта) касина –дисков* (которые являются одним из средств стимуляции вводных состояний рупа-джхан) классифицируется среди паннатти –объектов. Существенное различие между обычным дискурсивным состоянием разума и сознанием углубления (джхана) заключается в том, что первое остается в рамках вербального мышления и понятийных абстракций, не выходя за пределы обусловленного значения, тогда как второе заключается во внутренней реализации эйдоса, воплощении идеи в жизнь, в реальность. Мышление и рефлексия (витакка-вичара) – всего лишь подготовительные факторы, сопровождающие вводную ступень, и исчезающие после того, как они выполнили свое назначение. Таким образом, медитация превращается из рефлексивного в интуитивное состояние разума, которое может быть выражено в различных терминах, например, экстаз , восхищение , транс и т.п., причем каждый из них предполагает отрицание понятийного (концептуального) мышления и трансформацию в экзальтированное состояние трансцендентального переживания (т.е. выходящего за пределы обычного состояния человеческого сознания). * Слово касина – пракритская форма санскр. критсна = полный, совершенный, чистый, беспримесный. В буддийской медитационной практике этот термин применяется к таким объектам медитации, которые охватывают сознание всецело , полно , и как таковые не позволяют возникнуть в сфере сознания какой-либо сторонней мысли. Интересно отметить, что Рис Дэвидс переводит касина как предоминирующая идея (см. Наставление Йогавачара ), а Пе Маунг Тин – изобретение , выдумка ( Висуддхи-Магга ). Из сорока традиционно описываемых медитационных тем (камматтхана) десять посвящены кассина – концентрации. Они суть следующие: 1) патхави-касина (объект концентрации – земля); 2) апокасина (вода); 3) теджо-касина (огонь); 4) вайо-касина (воздух); 5) нила-касина (голубой цвет); 6) пита-касина (желтый цвет); 7) лохита-касина (красный цвет); 8) одата-касина (белый цвет); 9) алока-касина (бесцветный свет, свет звезд, луньг и т.п.); 10) париччхиннакаса-касина (ограниченное пространство) (Примеч. пер.).

Значение и классификация паннатти

Термин паннатти в его более широком значении разъясняется в Абхидхамматтха-Сангаха (глава VII) как то, что познается (паннапийатта) посредством выражений, наименований или символов, и как то, что создает знание (паннапанато). В первом случае паннати определяется как аттха-паннатти, т.е. значение символа, идеи или понятия, связанного с ним или передаваемого им. Во втором случае паннатти появляется как садда-паннатти или нама-паннатти, т.е. звук, знак или наименование, посредством которых объект познается или становится известным. Нама-паннатти и аттха-паннатти соотносятся друг с другом как субъект и объект. Они логически неразделимы и ввиду их комплексности могут быть поняты только совместно с их соответствующими связями. Позиция дхьянических объектов, обобщенных термином паннатти, прояснится, если мы бегло рассмотрим шесть уровней аттха-паннатти, представленных идеями:

неорганических материальных форм, основанных на физических законах природы; например – материк , гора ;

организованных материальных форм, основанных на творческом интеллекте; например – дом , повозка ;

органических форм, в основе которых лежат пять психофизических агрегатов (панчакхандха); например – человек , индивидуум ;

имматериальных форм пространства (даса) и времени (кала), основанных на циклическом движении небесных тел (например, луны);

имматериальных форм пространственного качества (асампхуттхакара: букв, отсутствие контакта); например – яма , пещера ;

имматериальных форм визуализации, основанных на духовных опытах и переживаниях (бхавана, медитация); например, пост-образ (патибхага-нимитта) объекта сосредоточения; напр. – круг касина.

Патибхага-нимитта является третьим уровнем касина-концентрации. На первой ступени (парикамма-нимитта) объект концентрации воспринимается как внешний чувственный стимул, на второй ступени (уггаха-нимитта) он воспроизводится ментально вплоть до мельчайших деталей, на третьей ступени появляется трансформированное или концептуализированное отображение (патибхага-нимитта) ментального образа. Возможность визуализации этого отображения или пост-образа подвергалась сомнению, однако адепты медитации разъясняли, что оно действительно имеет место даже в тех упражнениях, в которых не используется видимый объект, как, например, в медитации, основанной на созерцании дыхания (анапана-сати).

Комментаторы сравнивали пост-образ анапана-сати (патибхага-нимитта) со звездным светом, с круглым драгоценным камнем или жемчужиной, с серебряной цепочкой, с гирляндой цветов, с лотосом, со столбом дыма, с раскинувшимся облаком, с колесом повозки, с полной луной, с солнцем и т.п. Вид явления всецело зависит от идей и познавательных сил практикующего, ибо именно познавательная способность определяет возникновение этих разнообразных подобий, составляющих постобраз (д-р Кассиус А. Перейра. Анапана-сати. С. 34).

Нама – или садда-паннатти, название или слово, благодаря которым объект становится известным, также подразделяется на шесть классов в соответствии с тем, как термин представляет нечто, что:

(а) существует (виджджамана-паннатти), или

(б) не существует (авиджджамана-паннатти), или

(б+а) представляет то, что не существует, посредством того, что существует, или

(а+б) представляет то, что существует, посредством того, что не существует, или

(а+а) представляет то, что существует, посредством того, что существует, или

(б+б) представляет то, что не существует, посредством того, что также не существует.

Памятуя об этой многообразной природе паннатти, мы способны теперь понять его положение в общем делении ментальных объектов (дхаммаламбанани) на три группы или шесть классов:

Два класса, относящиеся к физическому телу: 1) чувствительные телесные качества (пасада-рупа), т.е. органы чувств, чувственные объекты; 2) тончайшие телесные качества (сукхума-рупа), включающие принцип двух полов, жизненный принцип, два посредника коммуникации (виннатти) (речь и жестикуляция), принцип пространства, принцип материи (соответствующие свойства материи) и принцип питания, присущий пище.*

Два класса, относящиеся к: 3) сознанию (читта) и 4) его функциям (четасика);

Два класса более абстрактной природы: 5) паннатти и 6) ниббана.

* См. Наставление Йогавачара , ч. VIII, 8; К.А.Ф. Рис Дэвидс, Буддийская психология , с. 207 и след., с. 172 и след.; Шве Зан Аунг, Компендиум Философии , с. 121.

Тогда как любой объект, воспринимаемый посредством органов чувств (паньчаламбанани), является, независимо от условий, настоящим объектом (т.е. теперешним , присутствующим Б настоящее время; это относится и к прошлым чувственным впечатлениям, которые могут быть только воображаемыми как настоящие), паннатти и ниббана представляют собой неограниченные во времени (кала-вимутта) объекты. Остальные классы ментальных объектов являются либо настоящими, либо прошедшими, либо будущими.

Размещение паннатти рядом с ниббана – это еще одно подтверждение того, что паннатти не ограничено логическими абстракциями и понятиями, но включает также и переживание созерцания первичных форм сознания (архетипов) или символов и, кроме того, – объекты интуиции или непосредственный внутренний опыт. Это подтверждается также и включением объектов третьей ступени касина – концентрации, называемых патибхага-нимитта. Природа этих объектов или отображений в сознании выявляется из характера перечисляемых комментаторами символов, которые и в целом, и частности основаны на психических центрах йогической практики (чакра): звездный свет , круглый драгоценный камень и жемчужина соответствуют пламенным каплям (бинду), потенциальной энергии сконцентрированного сознания (или разума), которое ступень за ступенью поднимается через психофизические центры, изображаемые обычно разноцветными лепестками лотоса, кругами с блистающими спицами, Солнечным или Лунным диском. Это, без сомнения, прототипы кругов касина, выродившихся в результате утраты добуддийской йогической традиции (о знании и владении которой сам Будда многократно свидетельствует), в чисто механическое средство самогипноза, практика которого идет вразрез со всеми принципами буддийской духовной культуры, стремящейся к пробуждению, к ясности разума и к более высокому становлению сознания, а не к падению в бессознательное или подсознательное гипнотические состояния. Вряд ли можно серьезно предположить, что цель упражнений касина заключается только в созерцании цветных кругов, круглого кома земли или наполненной водой чаши и подобных материальных объектов с целью самогипноза, как это широко распространено в современном буддизме Тхеравады (отсюда и перевод термина касина как гипнотический круг ). Подобный метод противоречит принципам буддийской медитации, цель которой – не усыпление органов чувств, но переход в состояние более высокого бодрствования, овладение чувствами, их трансцендентальная трансформация. Безусловно, символы касина имеют более глубокий смысл, чем тот, который приписывается им популярной литературой о буддизме. Вероятно, происхождение этих символов следует искать в том факте, что цвета и элементы, составляющие касина, совпадают с определенными цветами и элементами психофизических центров сознания человеческого тела. На это указывают также и диаграммы патибхага-нимитта, которые не имеют совершенно никакого отношения к известной буддийской медитационной практике, но полностью согласуются с системой йогических чакр. Серебряная цепочка соответствует ида-нади – потоку лунной энергии в человеческом теле, гирлянда цветов – потоку солнечной витальной энергии (пингала-нади), (восходящий) столб дыма – это сушумна, которая поднимается вдоль оси позвоночного столба, объединяя и сублимируя обе энергии и восстанавливая таким образом целостность человека. (Подробнее о системе чакр и нади см. мою книгу Основы Тибетского Мистицизма .)

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Виды практики медитации

У буддийской медитации есть живая традиция с долгой и богатой историей. Принципы випассаны и саматхи были развиты из огромного количества практик медитаций, каждая из кот...

Тхеравада

News image

Тхеравада – это школа древней философской мудрости, в течение буддизма. Со временем, Тхеравада получило название – Хинаяны. Сами сторонники Хинияны стараются называть себя по наз...