О Будде Гаутаме, принце Сидхардхе

News image

Будда (принц Гаутама, рода Шакья), по рождению названный Сидхартха, что оз...

Приход буддизма в Тибет

News image

Существует легенда, что первые семена буддизма попали в Тибет с Не...


В методах ваджраяны большое место занимает работа с психофизическими энергетическими структурами
Учение старцев - Учение

в методах ваджраяны большое место занимает работа с психофизическими энергетическими структурамиОсновные методы, которые используются в первых трех клас­сах тантр, состоят в совершении сложных символических риту­алов, в созерцании мандал, в практике мантр и в мысленном воспроизведении образов божеств, или, иначе говоря, в их визу­ализации. Особенно большое значение имеет практика чтения мантр, так что «алмазную колесницу» называют также мантраяной, «колес­ницей мантр».

Определить мантру не менее трудно, чем мандалу. Практика произнесения мантр известна и в махаяне, но там пред­полагается понимание смысла составляющих мантру слогов, слов и выражений. В тантризме же слоги и слова мантры в большин­стве случаев подразумевают их священную закрытость и непере­водимость; более того, многие звукосочетания, например хум, хри, ах и др., заведомо не имеют никакого смысла. На чем же тогда основано их воздействие? На первый взгляд кажется, что в мантре важна магия звучания, ритм, звуковые колебания и другие психо­физические параметры, но, как выясняется, прежде всего ее воз­действие зависит от внутренней духовной установки адепта. Однако простое повторение мантры человеком несведущим не даст никакого результата. Сила и значение мантры доступны лишь посвященному. В тантрическом буддизме главным в мантре счита­ется ее внутренний эзотерический смысл, который постигают пу­тем глубокого созерцательного сосредоточения. Лама Анагарика Говинда раскрывает его так: «Мантры не являют­ся ни магическими заклинаниями, способными изменять законы при­роды, ни формулами психотерапии или гипноза. Они не обладают никакой собственной силой, но являются средством возбуждения и концентрации наличествующих сил человеческой психики.

Мантра представляет собой архетипический символ, звуковой и вербальный, порождаемый самой структурой нашего сознания. И следовательно, мантра — это не произвольное творчество отдельных энтузиастов, а коллективный обобщенный опыт, модифицированный культурными или религиозными традициями». Тайна скрытой силы звука или вибрации, как и идея творческого звука, была известна на Востоке давно. Александра Дэвид-Неел рас­сказывала, как она встретила в Тибете знатока звука, «который не только мог воспроизвести на своем инструменте, напоминающем кимвалы, все разновидности самых необычных звуков, но, подобно Пифагору, утверждал, что все существа и предметы порождают зву­ки, соответствующие их природе и тому состоянию, в котором они находятся». По его мнению, все существа и все предметы составле­ны из танцующих атомов, их движение и порождает звуки: когда меняется ритм танца, меняется и звук. Каждый атом поет свою пес­ню, порождая звуки творящие или разрушающие. Произнесение (рецитация) мантр обычно сопровождает визуа­лизацию (представление) божеств. Иогин должен уметь представ­лять Будду или Бодхисатву как реального живого человека, а не как бездушное изображение. В методах ваджраяны большое место занимает работа с психо­физическими энергетическими структурами человеческого тела. Тантрики считают, что на тонком уровне тело пронизано канала­ми, по которым течет жизненная энергия-прана. Среди этих ка­налов три выделены как важнейшие: авадхути, пронизывающий позвоночный столб от промежности до макушки головы и два других канала, лалана и расаиа, идущие справа и слева от него.

Задача йогина — соединить все три энергетических потока в еди­ное целое, получить таким образом эликсир пробуждения и на­править его в мозг. Эта практика включает в себя и упражнения с чакрами, т. е. энергетическими центрами организма. Каждому из них соответствуют определенные мантры; их буквенную запись йогин должен визуализировать во время созерцания, причем раз­мер, толщина и цвет букв строго регламентированы. Работа с энергетикой организма приводит и к раскрытию чакр, и к разви­тию у йогинов сверхспособностей-рыддхм, т. е. к умению летать, читать мысли на расстоянии, становиться невидимым и т. п. По легенде, тибетский йог Миларепа (XI-ХП вв.) однажды оказался в грозу под открытым небом и укрылся от дождя в полом роге, который валялся на дороге. Рог при этом не увеличился, а Мила­репа не уменьшился. Этот пример обычно приводится как иллю­страция сверхобычных способностей йогов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Цонгкхапа и гелугпинцы

News image

Цонгкхапа получил некоторую передачу от 4 Кармапы, и в 1372-м году он пришел в Лхасу и там основал буддийскую школу под названием "Гелугпа". Её ...

Ассоциация Письмо Кюнзига Шамарпы

News image

Октябрь 10, 1997 Для тех, кого это может касаться Нижеследующим удостоверяется, что Международная Ассоциация Буддистов Школы Карма Кагью , зарегистрированная в России, в Санкт-Петербурге, по...