Кармапа - держатель линии Кагью

News image

Кармапа является верховным ламой школы Кагью. Он воплощает в себе эн...

Проникновение буддизма в Тибет

News image

Первыми тибетцами, оказавшими предпочтение буддизму, были кянги. Это произошло в ко...


БУДДА И ЕГО УЧЕНИЕ
Учение буддизма - Школы

будда и его учениеЦаревич Сиддхартха Гаутама (Будда) родился в шестом веке до н.э. в индийском городе Капилавасту. Он был сыном могущественного короля. Всё своё детство и молодость он провёл в роскошных дворцах, окружённый многочисленными слугами, прекрасными наложницами, и всевозможными наслаждениями.

Отец готовил его к грандиозной карьере и старался сделать всё, чтобы скрыть от Сиддхартхи горести мира по ту сторону дворцовых стен. Но однажды царевич вышел из дворца и впервые столкнулся с ужасами жизни. Он увидел тяжело больного человека, и узнал, что люди могут страдать от невыносимой боли. Он впервые увидел немощного старика, и узнал, что молодости рано или поздно приходит конец. Он увидел похороны, и был поражён, узнав, что и жизнь заканчивается! Так Сиддхартха осознал, что жизнь в этом мире наполнена всевозможными страданиями. Эта истина поразила его до глубины души, и он решил во что бы то ни стало открыть путь к прекращению страданий существования. В 29 лет он оставил дом и отправился странствовать в поисках разрешения своих вопросов. В течение шести долгих лет Сиддхартха скитался по долине Ганга, обучаясь у духовных наставников различным религиозным практикам.

Но ни пышные богослужения, ни самоистязание аскетов не могли удовлетворить его исканий. И Сиддхартха, посвятив себя глубоким размышлениям о самых важных проблемах жизни, в конце концов, открыл свой собственный путь к освобождению от страданий, и однажды, сидя под деревом Бодхи, он достиг цели своих исканий – несравненного Просветления, сломавшего все оковы мира, сдерживающие его дух. Он стал Буддой, пробуждённым от сна существования, достигшим ничем неомрачимого блаженства Нирваны. С тех пор во имя спасения всех живых существ он начал проповедовать учение Освобождения, имевшее в своей основе Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Путь Освобождения от страданий. Будда учил. Мир стонет от страданий. Рождение, смерть, неудовлетворённость, болезни, разочарования, потери заставляют живые существа страдать. Мир непостоянен и счастье в этом мире также зыбко и неустойчиво, подвержено разрушению, как и всё остальное. Будда называет этот мир миром страданий, ибо страданий в нём куда больше чем радости. Привязанность к жизни в мире означает продолжение мук, связанных с нею. Даже самоубийство не может спасти, ведь умирает лишь тело, а влекомое привязанностями сознание снова и снова получает рождение в мире. Эта истина о страдании есть первая Благородная Истина учения. Вторая Благородная Истина говорит о причине страданий. Жажда чувственных удовольствий привязывает к сансаре, колесу рождений и смертей и не даёт отдыха поражённому ей человеку, заставляет суетиться и беспокоиться в поиске всё больших и больших наслаждений, изводя скукой, разъедающим вожделением, завистью, алчностью, тщеславием и прочими помрачениями. Эта ядовитая жажда заставляет людей поверить в то, что она изначально присуща им и изматывает их до смерти. Она является причиной всякой ненависти, войн, грабежей и т.д. Стараясь удовлетворить жажду удовольствий, человек может совершать ужасные поступки, опускаясь всё больше и больше. Его жизнь становится адом. Жажда никогда не может быть удовлетворена. Она требует всё новой и новой пищи. Стараясь найти счастье в удовлетворении жажды, человек ищет всё больше и больше удовольствий, но обнаруживает, что неудовлетворённость и скука только возрастает. Это подобно мукам наркомана, ищущего всё большей дозы. Так богатый человек может быть очень несчастным потому что несмотря на его богатства, жажда так и не оставила его, а лишь разгорелась. Ему уже нечем кормить её, поэтому возникает скука, зависть к другим, озлобленность, скептицизм, отсутствие любви, сухость, безразличие, которые и создают ад. Известны случаи, когда очень богатые люди заканчивали жизнь самоубийством, не зная, что делать дальше, у них уже всё было. Будде повезло. Он с самого начала понял, что мирское богатство – ничто. Пройдя свой тяжёлый духовный путь, он осознал, что прекращение страданий возможно лишь при устранении этой самой жажды, страстного вожделения, уничтожении привязанностей к миру. Это третья Благородная Истина. Когда привязанности исчезают, человек больше не рождается в мире страданий, т.к. причин для этого больше нет. Когда нет причин для страдания, человек счастлив, нужно лишь вытащить занозу жажды, вовлекающей несчастные живые существа в смертельную игру. Избавившись от этого смертельного яда, человек становится радостным, умиротворённым, свободным от ненависти, гнева, заблуждений. Он достигает

Просветления, Нирваны

прекращения страданий, освобождения! Невозможно словами описать, насколько благословен такой человек! Насколько велико его блаженство и мудрость! Четвёртая Благородная Истина - о пути избавления от страданий. Будда открыл и сформулировал благородный восьмеричный путь к освобождению от страданий и изложил его своим ученикам. Следуя этому пути, человек может открыть для себя всю мудрость Будды, узнать то, что узнал он, и положить конец страданиям. Этот путь таков. Благородный восьмеричный путь, ведущий к прекращению страдания: 1. Правильное понимание 2. Правильное мышление 3. Правильная речь 4. Правильная деятельность 5. Правильные средства к существованию 6. Правильное усилие 7. Правильная осознанность 8. Правильное сосредоточение Правильное понимание и правильное мышление включают в себя понимание четырёх благородных истин, осознание того, какие действия ведут к смерти и страданию, а какие - к спасению и освобождению, какие размышления полезны, а какие бессмысленны. Например, Будда считал, что размышлять о том, конечен или бесконечен мир, имеет он начало или нет, есть ли Бог – не имеет смысла. Значение имеет лишь реальный факт страданий и необходимость их прекращения. Правильная речь означает воздержание от лжи, сплетен, грубых слов и т.п. Правильная деятельность – это воздержание от убийства, воровства, незаконных половых связей, и причинения какого-либо вреда живым существам. Под правильными средствами к существованию понимаются такие средства, которые будут обеспечивать благоприятные условия для осуществления пути и достижения Просветления. Правильное усилие включает усилие к искоренению дурных качеств, препятствующих просветлению сознания, и развитию хороших качеств, способствующих ему. Правильная осознанность – это внимательность к деятельности тела, чувств, ума, бдительное их созерцание, чудодейственным образом очищающее и преображающее всё существо в целом. Правильное сосредоточение – это особого рода сосредоточение, приводящее к спокойствию, ясности ума, непривязанности к удовольствиям, и в конечном счёте к прекращению страданий. Все эти восемь факторов пути взаимно поддерживают и укрепляют друг-друга, неизменно преображая и совершенствуя человека, очищая от помрачений и освобождая от коренных причин страданий. Несмотря на невыразимость истины, которая открылась Будде в Просветлении, он всю оставшуюся жизнь старался подробно разъяснить свою доктрину освобождения. Проповеди Будды зажгли сердца огромного множества духовных искателей. Была создана монашеская община и большое количество священных текстов (сутр), содержащих проповеди Будды. Учение Будды в течение многих веков бережно сохранялось и передавалось наставниками ученикам

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Интервью с Ханной Нидал

News image

В 1969 году Лама Оле Нидал и его жена Ханна Нидал стали первыми западными учениками Его Святейшества XVI Гьялвы Кармапы, Раджунг Ригпей Дордже, одного из ве...

Школа Карма Кагью тибетского буддизма

News image

Школа Карма Кагью относится к уровню Алмазного пути. Это одна из четырех основных школ тибетского буддизма, традиция устной передачи поучений. Она включает как старые ( ти...