Биография Далай-ламы

News image

Его Святейшество Далай Лама XIV Тэнзин Гьяцо (Океан Держатель Учения) ро...

Новый Год в традиции тибетско-монго

News image

В традиции тибетско-монгольского буддизма Новый Год (тиб. Лосар, монг. Цагаалган) яв...


Один из самых красочных буддийских праздников у кхмеров также отмечается в конце сезона дождей
Учение буддизма - Буддизм в странах мира

один из самых красочных буддийских праздников у кхмеров также отмечается в конце сезона дождейВ некоторых буддийских странах проводится так называемый буд­дийский пост. Он совпадает с сезоном дождей, который продолжается три-четыре месяца. Все это время монахи не имеют права выходить за пределы монастыря. Те же, кто принимает временное монашество, обычно стараются приурочить его именно к сезону дождей. В Лаосе буддийский пост наступает в полнолуние восьмого ме­сяца.

Его «оправданием» и объяснением служит история о том, как все три месяца сезона дождей, когда нельзя было странство­вать и проповедовать, Будда и его ученики находились на небесах, в царстве бога-громовержца Индры. В эти дни повсюду зарожда­ется жизнь, и потому невозможно передвигаться по дорогам, не нарушив важнейшей заповеди Будды и не погубив какое-нибудь живое существо. По этой причине монахи в течение трех месяцев не покидают территорию монастыря и обычно собираются на об­щей исповеди. Миряне также присутствуют на исповеди и просят об отпущении всех грехов, а затем покидают храмы и идут рабо­тать на поля. В течение всего поста днем и ночью горит огромное «дерево-свеча», нередко размером с человека; это считается сим­волом буддийского просветления.

Перед началом поста верующие несут в монастырь приношения: свечи, благовония, еду, напитки, лекарства, фонари. Монахи, полу­чив подношения, укладывают их в чашу и с молитвой подносят к статуе Будды. Обычно в это время они дают клятву оставаться в этой обители весь сезон дождей и берут на себя тройные обязатель­ства: нравственности, самоконтроля и знания. Буддийский пост счи­тался самым благодатным периодом для накопления религиозных заслуг, поэтому верующие стремились почаще бывать в храме и за­ботиться о монахах, принося им все необходимое, чтобы они все время могли посвящать молитве. Окончание буддийского поста отмечают в полнолуние один­надцатого месяца. Перед тем как покинуть монастырь, все мона­хи по традиции собираются вместе. Каждый из них спрашивает у остальных, не совершил ли он чего-либо предосудительного за проведенные в монастыре месяцы дождей, и просит прощения. Эта церемония завершает буддийский пост для монахов. Подоб­ную же церемонию совершают и миряне, придя в монастырь. За­тем они все вместе трижды совершают шествие вокруг монасты­ря. В течение трех ночей монастырские и общественные здания ярко освещаются огнями — это считается выражением особого почтения Будды к его матери, которой он некогда читал пропове­ди, когда она возродилась на небесах. Во многих странах, где исповедуется буддизм тхеравады, в пер­вый вечер праздника изгоняют вредоносных духов, особенно до­саждающих людям в сезон дождей. Их будто бы заманивают по­дарками на маленькие плотики, на которые ставят свечи или светильники, а потом пускают вниз по течению. В основе обряда лежит древняя легенда, запечатленная в джатаках. В ней расска зывается о Матери пяти будд, воплотившейся в Белую ворону.

Согласно этой легенде, Белая ворона однажды свила на дереве гнездо и снесла в нем пять яиц. Дерево стояло на берегу реки. Однажды порыв ветра сбросил гнездо в воду, и его понесло по течению. Оно долго плыло, но потом прибилось к отмели, где находились курица, самка нага, черепаха, корова и змея. Каждая из них взяла по яйцу и стала его высиживать. Скоро на свет по­явились пятеро малышей. Они выросли, и, узнав о своем проис­хождении, сильно опечалились, стали отшельниками и жили каж­дый сам по себе. Но как-то раз все пятеро отправились в лес и случайно там встретились. Рассказав друг другу о своем проис­хождении, они поняли, что у них общая мать — Белая ворона, и отправились на ее поиски. Мать-ворона узнала об этом, предстала перед ними в виде отшельницы и велела им строить маленькие лодочки, зажигать огни и пускать по течению реки каждый год на 15-й день одиннадцатого месяца. В конце сезона дождей устраивают также Праздник лодочных гонок. В гонках участвуют священные лодки, которые обычно хра­нятся в монастыре, а гребцами являются монахи, послушники и деревенская молодежь. На носу лодок ставят ритуальные прино­шения, предназначающиеся мифическим существам нагам, храни­телям вод. Один из самых красочных буддийских праздников у кхмеров также отмечается в конце сезона дождей; он называется Катхэи. По преданию, он был установлен самим Буддой, когда несколько его сподвижников-монахов отправились после окончания поста за пода­яниями по размытой дождями дороге и перепачкали свои одежды. Тогда Будда разрешил им принять от мирян новую одежду.

С тех пор будто бы так и повелось: вручать монахам по случаю Катхэна новую одежду, а также котелок для сбора подаяний, веер, подушку, циновку и другие необходимые вещи.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

12-й Кармапа Джангчуб Дордже (1703-1732)

News image

Джангчуб Дордже родился в Лица Токе в провинции Дерге, Восточном Тибете, в год водяного барана (1703). Через два месяца после рождения он неожиданно заявил, что яв...

Школа Кагью

News image

Кагью начинается от йогина Тилопы из Северной Индии (988—1089). Тилопе были даны особые четыре тантрические передачи, он овладел ими в соввершенстве. Отсюда объясняется Кагью - Л...