Тибетские имена обычно применимы и

News image

Ханьцы имеют такие фамилии, как Чжао, Цянь, Сунь, Ли, а ...

Некоторые духовные учителя тибетско

News image

В русле северного буддизма сложились представления о Шамба­ле, прибежище богов и ...


Взаимозависимое возникновение
Учение старцев - Учение

взаимозависимое возникновениевзаимозависимое возникновение английский: dependent origination, dependent co-arising, interdependent arising пали: патичча-самуппада | paticcasamuppā da Взаимозависимое возникновение - это сердце, самая суть учения Будды.

В Маджхима Никае 28 сказано: « Тот, кто видит взаимозависимое возникновение - тот видит Дхамму. Кто видит Дхамму, тот видит взаимозависимое возникновение », а в Ваккали сутте из Саньютта Никаи Будда говорит: « Тот, кто видит Дхамму, тот видит меня ».

Пробуждение Будды по сути состоит в открытии Взаимозависимого Возникновения. Это понимание того, что любой феномен мира существует только благодаря наличию другого феномена, и эта бесконечно сложная паутина охватывает всё прошлое, настоящее и будущее. Другими словами - что-то всегда зависит от чего-то. Человеческое существование в любой момент времени зависит от внешних и внутренних условий. Всё во вселенной взаимосвязано паутиной причин и следствий таким образом, что и целое и части этого целого зависят друг от друга. Характер и состояние какого-либо феномена в каждый миг времени связаны с характером и состоянием других феноменов, даже если внешне кажется, что никакой связи между ними нет. Поскольку все вещи обусловлены, они являются непостоянными ( ), и потому в них не содержится какой-то неизменной сущности ( ). Можно сказать, что в абсолютном смысле ни одна вещь не существует подлинно, хотя обычному человеку всегда кажется, что вещи существуют сами по себе.

Поскольку в вещах нет неизменной сущности, они являются «пустыми» ( ). Мудрецы, которые видят вещи в истинном свете, обретают глубокую и отбрасывают привязанность и жажду к вещам, к миру, к существованию, и так становятся буддами или . «Когда есть это, есть то. С возникновение этого, происходит возникновение того. Когда этого нет, то нет и того. С прекращением этого, наступает прекращение того» . Когда человек до определённой глубины постиг эту истину, он становится , не может более родиться в низших мирах и в течение максимум 7 жизней обретёт полное просветление. Двенадцать нидан Будда изложил схему Взаимозависимого Возникновения в виде 12-звенной цепи, и хотя он говорил о том, что эта схема крайне глубока и труднопостижима, подробного систематического объяснения связей между всеми этими звеньями в суттах не приводится.

В комментариях встречается общее последовательное объяснение, изложенное следующим образом: 1. Неведение 2. Волевые формирователи (создающие 3. Сознание 4. Имя и форму 5. Шесть чувственных опор 6. Контакт 7. Чувство 8. Жажду 9. Цепляние 10. Становление 11. Рождение 12. Смерть

Данная последовательность встречается как самая распространённая интерпретация, однако в некоторых ранних суттах указаны и менее известные варианты изложения взаимозависимого возникновения, что означает, что рассматривать эту схему в качестве линейной последовательности, где одно звено взаимосвязано только с последующим и предыдущим, неправильно. Судя по всему, связь куда более сложная, и, видимо, имеет своего рода «петли» между различными звеньями. Взаимозависимое возникновние показывает причины и условия бесконечных циклов рождений и смертей живого существа.

Старение и смерть обусловлены становлением и рождением. Если существо родилось, оно должно умереть. Если рождения нет, то нет и смерти. Наше присутствие в мире, этот процесс, который мы называем «жизнью», обусловлен цеплянием и привязанностью к идеям и действиям. Это в свою очередь не может происходить без жажды. Будда увидел, что жажда формируется, когда под действием неведения возникает чувственный контакт с приятными, нейтральными или неприятными ощущениями (в последнем случае возникает жажда перестать испытывать неприятное). Чтобы испытывать чувства, должны наличествовать чувственные опоры и сознание. Таким образом, пока в уме присутствует неведение, существо будет порождать жажду, которая станет причиной следущих рождений.

Будда говорил, что целиком просчитать количество прошлых рождений, то есть увидеть самое первое рождение, невозможно - потому что не имеет начала. Однако можно прекратить будущие рождения, в том случае, если удастся полностью изничтожить первое звено взаимозависимого возникновения - т.е. неведение.

Каноническое описание Взаимозависимого Возникновения можно посмотреть, например, в из Сантютта Никаи.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Курс познавания практики умирания в созн

News image

Под практикой осознанного умирания понимают глубокое поучение Буддизма Алмазного Пути. Практика учит, как правильно переносить сознание в тот момент, когда наступает смерть из тела в с...

Истоки дружественности

News image

Люди неоднократно удивляются, что еще на первом этапе медитации, практикующим требуется зародить дружественность в первую очередь к самому себе. Точнее сказать если вы хотите под...