Институт буддизма намерен выступить![]() Институт буддизма вместе с парламентской группой поддержки Тибета собирается в ср... |
Влияния на культуру Тибета![]() Фактически, вся история Тибета связана с приходом и развитием буддизма. Пр... |
Взаимозависимое возникновение |
Учение старцев - Учение |
В Маджхима Никае 28 сказано: « Тот, кто видит взаимозависимое возникновение - тот видит Дхамму. Кто видит Дхамму, тот видит взаимозависимое возникновение », а в Ваккали сутте из Саньютта Никаи Будда говорит: « Тот, кто видит Дхамму, тот видит меня ». Пробуждение Будды по сути состоит в открытии Взаимозависимого Возникновения. Это понимание того, что любой феномен мира существует только благодаря наличию другого феномена, и эта бесконечно сложная паутина охватывает всё прошлое, настоящее и будущее. Другими словами - что-то всегда зависит от чего-то. Человеческое существование в любой момент времени зависит от внешних и внутренних условий. Всё во вселенной взаимосвязано паутиной причин и следствий таким образом, что и целое и части этого целого зависят друг от друга. Характер и состояние какого-либо феномена в каждый миг времени связаны с характером и состоянием других феноменов, даже если внешне кажется, что никакой связи между ними нет. Поскольку все вещи обусловлены, они являются непостоянными ( ), и потому в них не содержится какой-то неизменной сущности ( ). Можно сказать, что в абсолютном смысле ни одна вещь не существует подлинно, хотя обычному человеку всегда кажется, что вещи существуют сами по себе. Поскольку в вещах нет неизменной сущности, они являются «пустыми» ( ). Мудрецы, которые видят вещи в истинном свете, обретают глубокую и отбрасывают привязанность и жажду к вещам, к миру, к существованию, и так становятся буддами или . «Когда есть это, есть то. С возникновение этого, происходит возникновение того. Когда этого нет, то нет и того. С прекращением этого, наступает прекращение того» . Когда человек до определённой глубины постиг эту истину, он становится , не может более родиться в низших мирах и в течение максимум 7 жизней обретёт полное просветление. Двенадцать нидан Будда изложил схему Взаимозависимого Возникновения в виде 12-звенной цепи, и хотя он говорил о том, что эта схема крайне глубока и труднопостижима, подробного систематического объяснения связей между всеми этими звеньями в суттах не приводится. В комментариях встречается общее последовательное объяснение, изложенное следующим образом: 1. Неведение 2. Волевые формирователи (создающие 3. Сознание 4. Имя и форму 5. Шесть чувственных опор 6. Контакт 7. Чувство 8. Жажду 9. Цепляние 10. Становление 11. Рождение 12. Смерть Данная последовательность встречается как самая распространённая интерпретация, однако в некоторых ранних суттах указаны и менее известные варианты изложения взаимозависимого возникновения, что означает, что рассматривать эту схему в качестве линейной последовательности, где одно звено взаимосвязано только с последующим и предыдущим, неправильно. Судя по всему, связь куда более сложная, и, видимо, имеет своего рода «петли» между различными звеньями. Взаимозависимое возникновние показывает причины и условия бесконечных циклов рождений и смертей живого существа. Старение и смерть обусловлены становлением и рождением. Если существо родилось, оно должно умереть. Если рождения нет, то нет и смерти. Наше присутствие в мире, этот процесс, который мы называем «жизнью», обусловлен цеплянием и привязанностью к идеям и действиям. Это в свою очередь не может происходить без жажды. Будда увидел, что жажда формируется, когда под действием неведения возникает чувственный контакт с приятными, нейтральными или неприятными ощущениями (в последнем случае возникает жажда перестать испытывать неприятное). Чтобы испытывать чувства, должны наличествовать чувственные опоры и сознание. Таким образом, пока в уме присутствует неведение, существо будет порождать жажду, которая станет причиной следущих рождений. Будда говорил, что целиком просчитать количество прошлых рождений, то есть увидеть самое первое рождение, невозможно - потому что не имеет начала. Однако можно прекратить будущие рождения, в том случае, если удастся полностью изничтожить первое звено взаимозависимого возникновения - т.е. неведение. Каноническое описание Взаимозависимого Возникновения можно посмотреть, например, в из Сантютта Никаи. |
Читайте: |
---|
Буддизм алмазного пути:
Нёндро Основополагающие Упражнения![]() Путь к правильному пониманию пустоты, влекущему за собой чувство свободы и большого простора, состоит из строительства двух факторов. Первый - накопление в хранилищах сознания непоколебимых, по... |
Нёндро Введение в Основополагающие Упраж![]() Этому ступенчатому пути, результат которого - Махамудра, высшее Просветление, учил девятый Кармапа Вангчук Дордже, а основателем системы Нёндро в её сегодняшнем виде является один из уч... |