Новый Год в традиции тибетско-монго

News image

В традиции тибетско-монгольского буддизма Новый Год (тиб. Лосар, монг. Цагаалган) яв...

ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ

News image

Ламаизм – так иногда называют данный вид буддизма, развился в Ти...


Что же хотят получить ищущие ученики у своих наставников?
Учение буддизма - Школы

что же хотят получить ищущие ученики у своих наставников?Как мы, желая изучить иностранный язык или математику, обра­щаемся к учителям, так и тибетцы-буддисты обращаются к настав­нику-мистику, чтобы под его руководством заниматься позитив­ной психологической практикой или изучать философские труды. Выбор учителя — дело непростое.

Это относится и к профессии оценщика. Оценка недвижимости в Одессе и области - непростое дело и этому должен учить хороший учитель. Он должен не только обладать знанием буддийских истин и определенных духовных методов, но и уметь его передать. Однако надеяться ученик должен главным образом на собственные неустанные усилия. При этом подготов­ленные ученики обычно не обращают внимания на те проявления личности учителя, которые можно расценить как недостойные. Рассказывают, что как-то раз один ученик, желая выучить тибетс­кую грамматику, обратился к известному буддийскому монаху, кото­рый был в ранге гэлонга, т. е. принял обет целомудрия. Через не­сколько дней он обнаружил, что учитель, в нарушение этого обета, имел ребенка. Разгневанный и раздосадованный ученик собрал свои пожитки и уехал из монастыря. Другой лама, узнав об этой истории, отнюдь не разделил его благородного негодования.

Он прокоммен­тировал дело так: «Но разве монах стал менее сведущ в грамматике, поддавшись искушению плоти? И каким образом нравственная чис­тота учителя касается ученика? Умные люди обретают знания неза­висимо от того, где их находят. И разве не глупец тот, кто отказался взять драгоценность из шкатулки только потому, что она заляпана грязью?». Перед нами пример прекрасного решения важной психологичес­кой проблемы доверия или веры, которую в Азии считают огром­ной движущей силой. Она и в самом деле действует независимо от достоинств предмета поклонения. Духовный наставник может быть самым обыкновенным человеком, но вера в него способна пробу­дить в ученике огромную энергию и скрытые прежде способности. Вот почему порой оказывается важным и преклонение перед гуру: оно укрепляет веру самого ученика. В выборе учителя ученику следует проявить предельную прони­цательность.

Гуру, от которого ученик собирается получить тантри­ческие обеты, должен принадлежать к непрерывной линии переда­чи учения, восходящей к самому Будде. В текстах утверждается, что на подробное изучение потенциального гуру не стоит жалеть времени; можно потратить на это даже двенадцать лет. Считается, что наставник должен умело охранять три свои двери — тело, речь и ум — от дурных поступков, должен быть мягким и сдержанным в общении, сведущим в канонических текстах, опытным в освоении нравственности, сосредоточения и мудрости, а также обладать и другими необходимыми качествами. Ведь он должен направить уче­ника по пути, приемлемому только для него, именно этого ученика, поэтому ни обширная эрудиция, ни всеми признанная святость, ни глубокие мистические познания не являются гарантией того, что это и есть тот самый учитель, который нужен. Неподходящим наставни­ком считается человек жестокий и злобный, ревнивый и гордящий­ся своими знаниями, имеющий сильные привязанности и другие не­достатки. Примеры правильного учительства оставил сам Будда. Рассказы­вают, как один монах долго практиковал медитацию на всех непри­ятных органах своего тела, чтобы развить в себе бесстрастие.

Не­сколько месяцев усердной практики не принесли положительного результата, скорее наоборот, его ум становился все более беспокой­ным. Будда узнал об этом и понял, что данная практика монаху не подходит. Он создал прекрасный золотой лотос и велел монаху со­зерцать его. Золотой цветок стал распадаться, и, наблюдая распад этого цветка, монах достиг просветленности. А Будда поведал о том, что монах этот был раньше золотых дел мастером и в этом и в дру­гих своих перерождениях имел дело с прекрасными предметами. Его ум был настроен на красоту, и единственным путем к духовно­му освобождению для него могло быть созерцание красивых вещей, таких же иллюзорных и преходящих, как и все в этом мире. Другой монах считался непроходимым тупицей, не способным что-либо запомнить и чему-нибудь научиться. Сколько с ним ни бились, он не мог выучить даже текст из четырех строчек: пока вы­учивал вторую, забывал первую. Тогда Будда предложил ему в качестве объекта для медитации белый платок и велел каждый день, когда солнце стоит в зените, тереть этот платок руками. Тупица ис­правно делал все, что ему говорил Будда, и платок становился все грязнее. И вот созерцание грязного платка привело его обладателя к мысли о его собственных загрязнениях, наконец-то покидающих его тело. Его ум стал бесстрастным и гармоничным, и вскоре он обрел просветление. Будда же объяснил, что в прошлом рождении этот тупица был великим царем, который как-то раз вышел в жаркий солнечный день в тяжелом пышном облачении. Он так пропотел, что его прекрасная одежда стала грязной, а сам он начал болезненно относиться к своему телу и воспринимать его как нечто болезнен­ное и чужое. Будда же, тонко прикоснувшись к этой «проблемной зоне», помог ученику преодолеть его крайнюю тупость.

Таким образом, выбирая конкретную практику для каждого уче­ника, наставник определяет главную в его психике клешу-аффект, т. е. выясняет, чем ученик одержим больше всего — завистью, гне­вом, гордыней, страстью, невежеством? Этот аффект отнюдь не подлежит искоренению или подавлению, никто не призывает с ним бороться, стыдиться его и т. п. Нет, его нужно просто увидеть, осоз­нать и потом трансформировать в пробужденное сознание. Ведь согласно учению «алмазной колесницы», каждый человек обладает природой Будды, которая и составляет природу психики и всех ее состояний. Она присутствует в любом, даже в самом низменном психическом акте, подобно тому, как влага присутствует и в чистой морской волне, и в грязной луже: по своей природе вода всегда влажна, чиста и прозрачна. Итак, для успешного развития ученика необходимо его глубокое психическое родство и духовные узы с учителем, чтобы метод учи­теля соответствовал характеру ученика. Поэтому тибетские ламы-наставники могут не сразу согласиться брать кого-либо в ученики, а посоветовать пойти к другому учителю или даже вовсе отказаться от учительства без объяснения причин. Всякий ли может вступить на путь тантры? Нет, этот путь предназ­начен лишь для тех, кто уже заложил основы духовного развития, объясненные в системе сутр, т. е. пожелал полностью избавиться от причин страданий, освоил теорию пустоты и начал развивать бодхи-читту т. е. альтруистическую устремленность достичь пробуждения на благо всех живых существ, основанную на любви и сострадании.

Что же хотят получить ищущие ученики у своих наставников, пусть даже ценой тяжелых испытаний? Философские премудрости, советы относительно медицинской практики, знание различ­ных ритуалов, наставления по медитации, наконец, мистическое учение, которое всегда передается изустно или даже телепатичес­ки, т. е. не прибегая к речи или посредством символических жес­тов и знаков. В любом случае, буддисты ваджраяны верят, что ис­тинная мудрость (женское начало) может быть действенной лишь в том случае, если она сочетается с правильным методом (мужское начало). Только этот путь в итоге может привести к желанному просветлению.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ

News image

Это магическая мантра, которая состоит из шести самостоятельных слогов. Она считается самой популярной в буддистских странах. Буддисты всех национальностей, перебирая чётки, произносят эту мантру. Встретить ...

Поездка в Кассель, 2006

News image

“Весь мир приглашается в Кассель. Давайте учредим новую традицию: раз в год, мы все, из как можно большего количества стран, будем встречаться так, как будем де...