Далай-лама написал книгу о Тибете п

News image

В 16 в., когда основанная знаменитым проповедником Цзонхавой (1357–1419) буддийская шк...

Религия Бон в Тибете

News image

Религия Бон, существовала в Тибете задолго до рождения , а в ...


VII. Силы
Библиотека - Центральная концепция буддизма и значение термина дхарма

Определения усилия (chetana) и силы (sanskara), по существу, одинаковы, то, что производит проявления (abhi-sanskaroti) [14] комбинирующих элементов (sanskritam)61, является взаимодействием 62. Поскольку все силы – это факторы, действующие в некоторых комбинациях с другими элементами, мы можем, имея в виду это понятие, в целях целесообразности спокойно отбросить слово комбинирующие и употреблять только слово силы 63. Имеются кое-какие указания, что первоначально в буддийской системе было лишь одно sanskara, усилие, и постепенно их развилась целая группа, причем некоторые элементы вошли в группу как бы насильно, с оговорками64. Наиболее типичными силами будут четыре силы возникновения, увядания и т.д., которые сопровождают каждый элемент в бытии. Некоторые подробности, касающиеся их, будут даны в дальнейшем. В общем же все элементы могут быть разделены на субстанции (dravya) и силы (sanskara). Силы делятся далее на ментальные способности с главной из них – усилием – и нементальные (chitta-viprayukta) силы, среди которых наиболее типичны возникновение и увядание. Но даже этим последним силам иногда дается некоторая доля субстанциональности (dravyatopi santi)65. Слово и понятие sanskara играет видную роль во всех индийских философских системах. Обычно это подразумевает некую скрытую мистическую силу, которая позднее открывается (обнаруживается) в каком-то очевидном явлении. Иногда это слово отождествляется с неведомым (adrishta), понимаемым как силы sui generis. Поскольку каждая философия есть не что иное, как искание скрытой реальности, противопоставляемой очевидной поверхности жизни, важность понятия sanskara совершенно естественна. Каждая система имеет свое определение и сферу, приписываемые значению этого термина. Секта адживиков, как мы видели, была известна отрицанием существования таких сил. Буддисты, наоборот, обращали все свои элементы в тонкие силы некоторой степени. Чем тоньше был элемент, тем больше ему придавался характер силы; но даже наигрубейшие элементы, mаhabhuta, выглядят скорее силами, чем субстанциями. В буддийской терминологии имеет место постоянная неустойчивость при определении силы (sanskara) и субстанции, на которую воздействуют эти силы (sanskrita). Следует напомнить, что силу нельзя рассматривать как истинное воздействие чего-то, существующего вне своего собственного бытия, для проникновения во что-то другое – это было бы upakara, но это просто условие, факт, на базе которого возникает другой факт или же делается более заметным (utkarsha) сам собой – такова sanskara в системе буддизма66.

То немногое, что мы знаем об истории индийской философии, вынуждает нас рассматривать систему санкхья как основу научной философской системы. В этой школе были сформулированы главные идеи, которые порою даже бессознательно оказывали воздействие на более поздние построения. Что мы там обнаруживаем? Три основных принципа – материю, ментальное вещество и вещество-энергию – как взаимозависимые моменты в каждом реальном и субстанциональном бытии. Даже энергия в этом смысле слова субстанциональна. Даже бесконечные частицы энергии, наличествующие повсюду, будут полуматериальными; хотя они и отличны от инертности материи и яркости ментальности (духа), они отдельны (самостоятельны) и субстанциональны67. Буддийские элементы как бесконечно малые реальности, разделенные на элементы материи, духа (ментальности) и сил, выглядят как ответ мудрого архитектора на построения санкхья: Вы считаете, что реальности являются guna, мы же говорим, что они dharma . Главная идея о бесконечно малых реальностях может быть усматриваема в dharma, идея же сил, наличествующих повсюду, может быть прослежена вплоть до ее истоков в понятии санкхья о raja: это силы, отличные от материи и духа (rupa-chitta-vipraykta). Плюралистический же взгляд на целое добавлен, чтобы сделать новую систему самобытной в противовес тенденции целостности старой (системы). Но, как бы то ни было, каждый элемент материи и духа (ментальности) может быть назван в буддизме sanskara, что в таком случае заменяет sanskrita-dharma68. Буддийская идея силы представляется утонченной формой субстанции, но даже и субстанция здесь достаточно тонка. Порядок, в котором расположены элементы в первой классификации по группам, понимается как постепенный прогресс от грубости к тонкости: материя (rupa) грубее, чем ощущение (vedana), ощущение более явно, чем представления (sanjna), остальные энергии (sanskara) еще более утонченны69.

Чистые силы (viprayukta-sanskara) наиболее тонкие среди элементов. В возвышенных, высших мирах, где бытие полностью одухотворено, их действие продолжается; они должны подавляться последними перед достижением конечного угасания. Главные из них – четыре силы возникновения и разрушения и т.д., являющиеся истинной сущностью всякого бытия. Затем имеются две силы, prapti и aprapti, которые, как предполагается, контролируют собрание элементов, образующих личную жизнь, или предупреждают (aprapti) появление в ней того элемента, который не согласуется с ее общим характером. Саутрантики и Васубандху отрицают реальность этих сил; для них они только наименования (prajnapti)70. Имеются две силы, которые, как предполагается, активны в сознании высших ступеней транса [15] – бессознательного транса (asanjni-samapatti) и транса прекращения (каталепсии – nirodha-samapatti). Их также причисляют к категории частых сил71. Совершенно очевидно, что их нельзя подвести под категорию духа (ментальности), ибо, как предполагается, сознание в это время подавлено. Следовательно, существуют три силы, соответствующие тому, что называется (sphota) в других системах. Все индийские системы содержат размышления о природе звука, его физическом и смысловом аспекте. Физический звук рассматривается в буддизме в соответствии со всей системой как производное (т.е. отблеск) звуковых атомов, покоящихся на атомах основной материи. Если в ухе одновременно появилось несколько атомов тонкой звуковой материи (shabda-rupa-prasada), то производилось слуховое ощущение (shrotria-vijnaпа). Но значение звукам речи давалось особыми силами. Школа мимансака была известна своей теорией трансцендентальных интеллигибельных звуков, которые были вечными и вездесущими, подобно платоновским идеям, и проявляли себя в том случае, если произносились физические слова. Следуя своему основному принципу анализа всего на мельчайшие элементы, буддисты воображали себе три отдельные силы, которые придавали звукам речи их значимость: силу звука (vyanjana), которая могла бы соответствовать современной идее о фонеме , силу слов (nama) и силу предложения (pada)72.

Всеобщность, общие идеи также понимаются как вид силы и именуется nikaya-sabhagata, понятие, предназначенное для того, чтобы заменить силой субстанциональную реальность samanya других систем73. В общем эта группа сил представляет собой скорее нелепое сборище элементов, которых некуда было поместить. Как самостоятельная группа она отсутствует в школе тхеравада. Некоторые ее члены как будто нашли место на каком-то основании в физической (rupa) группе этой школы74.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

2-й Кармапа Карма Пакши (1204-1283)

News image

Карма Пакши родился в год деревянной крысы (1204) в Дрилунг Онтё, в аристократической семье, принадлежащей к линии великого тибетского короля Три Сонг Децена (64). Его ро...

Физические упражнения

News image

Если вы находитесь в Сбербанке, оформляете ипотечный кредит, а у вас подошло время для занятия физическими упражнениями, то это можно сделать после оформления....