ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ

News image

Ламаизм – так иногда называют данный вид буддизма, развился в Ти...

Буддийская традиция Тибета

News image

Говоря о тибетском буддизме, необходимо сразу же указать на неправомерность уп...


ВЕДАНА
Библиотека - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Сукха, в значении физического благосостояния, и дуккха, в значении физического страдания, появляются только в одном классе сознания (таблица V; I.B. 5 и 12), а именно – в результате телесного контакта.

Доманасса (горе, печаль) возникает в двух классах неблагоприятного сознания сферы чувственно-воспринимаемой формы (камавачара), сопровождаемых отвращением (патигха), тогда как соманасса (радость) встречается в 18 классах той же сферы: в первых четырех классах неблагоприятного камалока-сознания, сопровождаемого жаждой (лобха) (таблица V; I.A. 1÷4); в 12 классах, обусловленных благоприятными коренными причинами (I.C. 1÷4, 9÷12, 17÷20); в двух классах, не обусловленных коренными причинами, а именно – в одном типе исследующего сознания (I.B. 14) и в одном типе сознания, связанного с возникновением эстетического наслаждения (I.B, 18).

Сукха, в значении счастья – которое в данном случае следует понимать как чисто психологическую ценность, а не этическую (превращается ли оно в этическую ценность или нет – это всецело зависит от установки медитирующего), – присутствует в каждом из первых четырех состояний дхьянического углубления, т. е. в 12 классах сознания Чистой Формы (II.A. l÷4; В. 6÷9; С. 11÷14) и в 32 соответствующих классах сверхмирского сознания: таким образом, всего в 44 классах.

Упеккха, в значении ни болезненное, ни приятное ощущение (адуккхамасукха), порождается всеми чувственными впечатлениями, за исключением телесного контакта, т. е. соответствующими восемью (2×4) классами чувственного сознания, не обусловленного коренной причиной (ахетука; I.B. l×4; 8×11). Как психически негативный фактор, индицирующий отсутствие эмоций, упеккха появляется в 24 классах сознания чувственного мира, а в сочетании с однонаправленностью-(экаггата) – в 23 классах дхьянического сознания: в сферах Чистой Формы и Не-Формы, так же как и в сверхмирской области, – таким образом, всего в 47 классах.

Как позитивный, духовный фактор, упеккха появляется под названием татрамаджджхаттата в 59 классах сознания, а именно – в 24 классах благого сознания (обусловленного благоприятными коренными причинами) сферы чувственно-воспринимаемой формы; в 15 классах сознания сферы Чистой Формы; в 12 классах сферы Не-Формы и в восьми великих классах сверхмирского сознания. Таким образом, упеккха, как негативный фактор, перекрывает частично сферу проявления позитивного фактора татрамаджджхаттата, т. е. в случаях классов 5×8, 13×16, 21×24 сознания чувственного мира, обусловленного благоприятными коренными причинами (I.C.), классов 5, 10 и 15 в сознании Чистой Формы, всех классов сферы Не-Формы и классов 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40 сверхмирского сознания.

Итак, мы приходим к заключению, что из 121 класса сознания, описанных в системе буддийской психологии, 55 гедонически нейтральны, 63 сопровождаются радостью и только три сопровождаются страданием. Фундаментальное значение этого-факта в отношении общей установки Буддизма уже было упомянуто в третьей главе третьей части.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Нёндро Некоторые замечания Ламы Оле

News image

Сейчас, когда я оглядываюсь назад, я действительно вижу причины для того, чтобы делать различные практики, такие как Нёндро и прочие. Это не просто бессмысленные автоматические по...

Путь практикующего Карма Кагью

News image

Путь Кагью, как и любой другой буддийский путь, начинается с так называемых «четырёх мыслей»: о драгоценном человеческом рождении, о непостоянстве, о законе причины и следствия, и ...